Три месяца или больше?

Ноябрь 14, 2023

Особенности обжалования решений в порядке КАС РФ.

Общее правило, определяющее срок обращения с административным исковым заявлением, содержится в ст. 219 КАС РФ, где указано, что, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением, такое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации или иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Если нарушение прав носит длящийся характер, административное исковое заявление о признании незаконными действий должностного лица может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности. Таким образом, обратиться в суд можно в течение трех месяцев после прекращения нарушения прав.

В практике такого срока иногда оказывается недостаточно, поскольку лица, чьи права или законные интересы нарушены, решают обжаловать в суд незаконные акты госорганов (должностных лиц) по истечении длительного времени. Кроме того, необходимо затратить значительное время на анализ различного рода ведомственных инструкций, положений и приказов, чтобы понять, были ли вообще нарушены какие-либо права и законные интересы.

Пропуск установленного срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований без исследования фактических обстоятельств по делу – независимо от того, какие существенные права и законные интересы были нарушены.

Приведу пример из личной адвокатской практики, когда гражданин после самостоятельной попытки признания незаконным его содержания в одиночной камере СИЗО на протяжении семи месяцев получил отказ в удовлетворении исковых требований только на основании пропуска срока для обращения в суд. Для обжалования такого решения в апелляционном порядке гражданин обратился ко мне за юридической помощью. В рамках административного дела была избрана приведенная далее тактика.

Важным обстоятельством при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц является определение события, которое будет служить поводом для обращения в суд. Как правило, многие принимают во внимание именно действия (бездействие), которыми были нарушены права, свободы и законные интересы. В системе госуправления все действия должностных лиц проявляются в конкретных процессуальных решениях, регламентированных федеральными законами или ведомственными инструкциями. Именно на этот документ стоит обращать внимание.

В рассматриваемом случае доверитель не был ознакомлен с постановлением должностного лица о водворении его в одиночную камеру, поэтому фактически не знал об основаниях применения к нему такой меры. На основании собственной адвокатской практики отмечу, что должностные лица зачастую не знакомят граждан с их процессуальными решениями и даже отказывают в их предоставлении по запросу, аргументируя внутренними инструкциями со ссылкой на отнесение информации к служебной. Все это позволяет гражданину обратиться в суд по истечении даже трех месяцев после прекращения незаконных действий в отношении него, а именно – с даты ознакомления с процессуальным решением или отказа в его предоставлении. Такую позицию поддерживает и Верховный Суд РФ, например в кассационных определениях Судебной коллегии по делам военнослужащих от 23 декабря 2021 г. № 224-КА21-20-К10 (Обзор судебной практики ВС № 1 (2022) и от 11 июля 2021 г. № 227-КА21-4-К10 (Обзор судебной практики ВС № 4 (2021)).

Из разъяснений, содержащихся в п. 3 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», следует, что к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Из приведенных положений законодательства вытекает, что гражданин вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа публичной власти в порядке административного судопроизводства, а суд – осуществить проверку законности этого решения, если такой акт, содержащий волеизъявление, порождает правовые последствия для этого гражданина, в том числе выраженные в предоставлении или в отказе в предоставлении какого-либо права, либо препятствует осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.

Таким образом, представляется целесообразным следующий алгоритм действий: для ознакомления с оспариваемым процессуальным решением направить соответствующее обращение в госорган, чьи действия обжалуются. Получив запрошенное решение или отказ в его предоставлении, в течение трех месяцев обжаловать его в судебном порядке. При этом срок исковой давности будет исчисляться именно с даты получения процессуального документа, содержащего решение должностного лица, что будет учитываться судом как день, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС.

Источник: Адвокатская газета. Орган Федеральной палаты адвокатов РФ