13 августа Пленум Верховного Суда принял постановление о внесении в Госдуму проекта поправок в ст. 78.1 УК РФ и УПК РФ, направленного на совершенствование правового механизма приостановления в отношении лиц, заключивших контракт с Вооруженными силами РФ в период СВО, производства по уголовному делу, освобождения их от уголовной ответственности, а также освобождения от наказания в судебных стадиях производства по делу.
Как ранее писала «АГ», в марте 2024 г. в Госдуму был внесен законопроект № 569651-8 о внесении поправок в УК РФ и УПК РФ, предусматривающих дополнительные основания для приостановления производства по уголовному делу и отмены меры пресечения, освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания и погашения судимости, которые распространяются соответственно на подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых осуществляется предварительное расследование, а также на осужденных, отбывающих наказание, в случае их призыва на военную службу, заключения ими контракта о прохождении военной службы или прохождения ими военной службы в Вооруженных силах РФ в период мобилизации, в период военного положения либо в военное время. 23 марта закон был подписан Владимиром Путиным (Закон № 64-ФЗ).
Поправками Уголовный кодекс дополнен новой ст. 78.1, согласно которой для перечисленных выше категорий лиц обстоятельствами, влекущими освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, погашение судимости, являются награждение государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подп «а», «в» или «о» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе. Указанные нормы могут быть реализованы в отношении подозреваемых и обвиняемых на досудебной стадии производства по уголовному делу, а также применительно к осужденным, отбывающим наказание, в ходе исполнения приговора и последующего за этим периода непогашенной судимости.
Данный закон не распространяется на лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренные п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 131, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 132, ч. 3–6 ст. 134 или ч. 3–5 ст. 135, либо хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. 189, 200.1, 205–205.5, 206, 208–211, п. «б» ч. 2 ст. 215.4, ст. 217.1, 220, 221, 226.1, 229.1, 274.1, 275, 275.1, 276–280.2, 280.4, 281–281.3, 282.1–282.3, 283–283.2, 284, ч. 2 ст. 322.1, ст. 355, 359–361 УК РФ.
23 марта президент также подписал закон (законопроект № 569682-8) о внесении изменений в Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ, ст. 34 Закона о воинской обязанности и военной службе и признании утратившим силу Закона об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции. Поправками разъясняется порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время граждан, имеющих судимость.
Как полагает Верховный Суд, вопросы, касающиеся приостановления производства по уголовному делу и отмены меры пресечения, освобождения от уголовной ответственности, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также освобождения от наказания в периоды мобилизации, военного положения и в военное время в отношении обвиняемых (подсудимых) на этапе судебного производства, когда прокурором уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу и находится в производстве суда первой или апелляционной инстанции, до настоящего времени законодательно не урегулированы.
В целях устранения возникшего правового пробела ВС разработал проект изменений в ст. 78.1 УК РФ и УПК РФ. Законопроектом предлагается дополнить положения ст. 78.1 УК, установив возможность освобождения от уголовной ответственности на стадии судебного производства по уголовным делам в отношении обвиняемых (подсудимых), призванных на военную службу в Вооруженные силы РФ либо заключивших контракт о прохождении такой военной службы, а равно проходящих военную службу в период мобилизации, в период военного положения или в военное время. Одновременно с этим в нормы уголовно-процессуального законодательства планируется внести корреспондирующие изменения, регламентирующие основания и порядок принятия судом решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании ходатайства командования воинской части (учреждения), об отмене меры пресечения, а также о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении указанной категории обвиняемых (подсудимых). Кроме того, аналогичный правовой механизм ВС предлагает распространить на осужденных, приговор в отношении которых был постановлен, однако не вступил в законную силу, в том числе на стадии апелляционного производства по уголовному делу.
Как отметил Верховный Суд, законопроект направлен на повышение уровня процессуальных гарантий для лиц, совершивших преступления, которые призваны на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные силы РФ либо заключили в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах РФ, а также проходят военную службу в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, посредством совершенствования правового механизма приостановления в отношении них производства по уголовному делу, отмены меры пресечения, освобождения их от уголовной ответственности, а также освобождения от наказания в судебных стадиях производства по делу.
Комментируя законопроект, адвокат АП г. Москвы Максим Васюхин отметил, что предлагаемые изменения носят больше технический характер: «То, чем может воспользоваться обвиняемый на стадии предварительного расследования, должно распространяться и на судебные стадии, иначе это просто нелогично в сложившейся обстановке».
Адвокат подчеркнул, что в настоящее время в связи с проводимой специальной военной операцией на Украине государство принимает чрезвычайный комплекс мер для удовлетворения потребностей Вооруженных сил РФ и других воинских формирований, в том числе путем мобилизации лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование. Он отметил, что Законом № 64-ФЗ в УК и УПК были внесены изменения в отношении подозреваемых и обвиняемых об освобождении их от уголовного преследования, которые в ходе предварительного следствия заключили контракт о прохождении военной службы в период мобилизации. «Однако данный закон не был досконально проработан, и в нем не были учтены обвиняемые, заключившие такой контракт на судебной стадии и стадии апелляционного обжалования. Поэтому вносимые изменения являются закономерными, так как фактически нет принципиального отличия, на какой стадии судопроизводства обвиняемый заключит контракт о прохождении военной службы», – пояснил Максим Васюхин.
Адвокат филиала «Технологии защиты» Башкирской республиканской коллегии адвокатов Рустам Исянаманов указал, что поправки, внесенные в УК и УПК РФ Законом № 64-ФЗ, привели к возникновению правового пробела: органы предварительного расследования наделены правом приостанавливать производство по уголовному делу и прекращать уголовное преследование в отношении лиц, призванных на военную службу (заключивших контракт о прохождении военной службы, проходящих военную службу) в период мобилизации или в военное время, тогда как суду такие полномочия не предоставлены. Предлагаемые Верховным Судом изменения направлены на устранение этого правового пробела, что, по мнению адвоката, является вполне логичным и обоснованным решением.
Рустам Исянаманов подчеркнул, что полномочия суда, являющегося единственным государственным органом, осуществляющим правосудие, априори не могут быть усечены в сравнении с полномочиями органов предварительного расследования. «Действующие на сегодняшний день редакции УК и УПК РФ порождают неравенство, выраженное в том, что лицо, уголовное дело в отношении которого передано в суд для рассмотрения по существу, фактически обладает меньшим объемом прав по сравнению с лицом, уголовное дело в отношении которого находится на стадии предварительного расследования. Первый в любом случае должен “дождаться” приговора, тогда как второй, заключив контракт о прохождении военной службы, в дальнейшем вправе быть освобожденным от уголовной ответственности в случаях, установленных законом», – считает адвокат.
Рустам Исянаманов подытожил, что принятие предлагаемых ВС РФ поправок способствует восстановлению баланса процессуальных функций суда и органов предварительного расследования и обеспечению равенства лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, независимо от стадии производства по уголовному делу.
Источник: Адвокатская газета. Орган Федеральной палаты адвокатов РФ