ВС предложил уточнить механизм освобождения от уголовной ответственности участников СВО

Август 13, 2024

Законопроект предусматривает приостановление производства по уголовному делу, отмену меры пресечения, освобождение от уголовной ответственности на стадии судебного производства обвиняемых, призванных на военную службу в Вооруженные силы РФ либо заключивших контракт

По мнению одного из адвокатов, то, чем может воспользоваться обвиняемый на стадии предварительного расследования, должно распространяться и на судебные стадии, иначе это просто нелогично в сложившейся обстановке, а потому предлагаемые изменения носят больше технический характер. Другой подчеркнул, что принятие предлагаемых Верховным Судом поправок способствует восстановлению баланса процессуальных функций суда и органов предварительного расследования и обеспечению равенства лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, независимо от стадии производства по уголовному делу.

13 августа Пленум Верховного Суда принял постановление о внесении в Госдуму проекта поправок в ст. 78.1 УК РФ и УПК РФ, направленного на совершенствование правового механизма приостановления в отношении лиц, заключивших контракт с Вооруженными силами РФ в период СВО, производства по уголовному делу, освобождения их от уголовной ответственности, а также освобождения от наказания в судебных стадиях производства по делу.

Как ранее писала «АГ», в марте 2024 г. в Госдуму был внесен законопроект № 569651-8 о внесении поправок в УК РФ и УПК РФ, предусматривающих дополнительные основания для приостановления производства по уголовному делу и отмены меры пресечения, освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания и погашения судимости, которые распространяются соответственно на подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых осуществляется предварительное расследование, а также на осужденных, отбывающих наказание, в случае их призыва на военную службу, заключения ими контракта о прохождении военной службы или прохождения ими военной службы в Вооруженных силах РФ в период мобилизации, в период военного положения либо в военное время. 23 марта закон был подписан Владимиром Путиным (Закон № 64-ФЗ).

Поправками Уголовный кодекс дополнен новой ст. 78.1, согласно которой для перечисленных выше категорий лиц обстоятельствами, влекущими освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, погашение судимости, являются награждение государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подп «а», «в» или «о» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе. Указанные нормы могут быть реализованы в отношении подозреваемых и обвиняемых на досудебной стадии производства по уголовному делу, а также применительно к осужденным, отбывающим наказание, в ходе исполнения приговора и последующего за этим периода непогашенной судимости.

Данный закон не распространяется на лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренные п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 131, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 132, ч. 3–6 ст. 134 или ч. 3–5 ст. 135, либо хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. 189, 200.1, 205–205.5, 206, 208–211, п. «б» ч. 2 ст. 215.4, ст. 217.1, 220, 221, 226.1, 229.1, 274.1, 275, 275.1, 276–280.2, 280.4, 281–281.3, 282.1–282.3, 283–283.2, 284, ч. 2 ст. 322.1, ст. 355, 359–361 УК РФ.

23 марта президент также подписал закон (законопроект № 569682-8) о внесении изменений в Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ, ст. 34 Закона о воинской обязанности и военной службе и признании утратившим силу Закона об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции. Поправками разъясняется порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время граждан, имеющих судимость.

Как полагает Верховный Суд, вопросы, касающиеся приостановления производства по уголовному делу и отмены меры пресечения, освобождения от уголовной ответственности, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также освобождения от наказания в периоды мобилизации, военного положения и в военное время в отношении обвиняемых (подсудимых) на этапе судебного производства, когда прокурором уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу и находится в производстве суда первой или апелляционной инстанции, до настоящего времени законодательно не урегулированы.

В целях устранения возникшего правового пробела ВС разработал проект изменений в ст. 78.1 УК РФ и УПК РФ. Законопроектом предлагается дополнить положения ст. 78.1 УК, установив возможность освобождения от уголовной ответственности на стадии судебного производства по уголовным делам в отношении обвиняемых (подсудимых), призванных на военную службу в Вооруженные силы РФ либо заключивших контракт о прохождении такой военной службы, а равно проходящих военную службу в период мобилизации, в период военного положения или в военное время. Одновременно с этим в нормы уголовно-процессуального законодательства планируется внести корреспондирующие изменения, регламентирующие основания и порядок принятия судом решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании ходатайства командования воинской части (учреждения), об отмене меры пресечения, а также о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении указанной категории обвиняемых (подсудимых). Кроме того, аналогичный правовой механизм ВС предлагает распространить на осужденных, приговор в отношении которых был постановлен, однако не вступил в законную силу, в том числе на стадии апелляционного производства по уголовному делу.

Как отметил Верховный Суд, законопроект направлен на повышение уровня процессуальных гарантий для лиц, совершивших преступления, которые призваны на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные силы РФ либо заключили в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах РФ, а также проходят военную службу в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, посредством совершенствования правового механизма приостановления в отношении них производства по уголовному делу, отмены меры пресечения, освобождения их от уголовной ответственности, а также освобождения от наказания в судебных стадиях производства по делу.

Комментируя законопроект, адвокат АП г. Москвы Максим Васюхин отметил, что предлагаемые изменения носят больше технический характер: «То, чем может воспользоваться обвиняемый на стадии предварительного расследования, должно распространяться и на судебные стадии, иначе это просто нелогично в сложившейся обстановке».

Адвокат подчеркнул, что в настоящее время в связи с проводимой специальной военной операцией на Украине государство принимает чрезвычайный комплекс мер для удовлетворения потребностей Вооруженных сил РФ и других воинских формирований, в том числе путем мобилизации лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование. Он отметил, что Законом № 64-ФЗ в УК и УПК были внесены изменения в отношении подозреваемых и обвиняемых об освобождении их от уголовного преследования, которые в ходе предварительного следствия заключили контракт о прохождении военной службы в период мобилизации. «Однако данный закон не был досконально проработан, и в нем не были учтены обвиняемые, заключившие такой контракт на судебной стадии и стадии апелляционного обжалования. Поэтому вносимые изменения являются закономерными, так как фактически нет принципиального отличия, на какой стадии судопроизводства обвиняемый заключит контракт о прохождении военной службы», – пояснил Максим Васюхин.

Адвокат филиала «Технологии защиты» Башкирской республиканской коллегии адвокатов Рустам Исянаманов указал, что поправки, внесенные в УК и УПК РФ Законом № 64-ФЗ, привели к возникновению правового пробела: органы предварительного расследования наделены правом приостанавливать производство по уголовному делу и прекращать уголовное преследование в отношении лиц, призванных на военную службу (заключивших контракт о прохождении военной службы, проходящих военную службу) в период мобилизации или в военное время, тогда как суду такие полномочия не предоставлены. Предлагаемые Верховным Судом изменения направлены на устранение этого правового пробела, что, по мнению адвоката, является вполне логичным и обоснованным решением.

Рустам Исянаманов подчеркнул, что полномочия суда, являющегося единственным государственным органом, осуществляющим правосудие, априори не могут быть усечены в сравнении с полномочиями органов предварительного расследования. «Действующие на сегодняшний день редакции УК и УПК РФ порождают неравенство, выраженное в том, что лицо, уголовное дело в отношении которого передано в суд для рассмотрения по существу, фактически обладает меньшим объемом прав по сравнению с лицом, уголовное дело в отношении которого находится на стадии предварительного расследования. Первый в любом случае должен “дождаться” приговора, тогда как второй, заключив контракт о прохождении военной службы, в дальнейшем вправе быть освобожденным от уголовной ответственности в случаях, установленных законом», – считает адвокат.

Рустам Исянаманов подытожил, что принятие предлагаемых ВС РФ поправок способствует восстановлению баланса процессуальных функций суда и органов предварительного расследования и обеспечению равенства лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, независимо от стадии производства по уголовному делу.

Источник: Адвокатская газета. Орган Федеральной палаты адвокатов РФ